Процесс возврата номера

Продолжаем публикации на тему переносимости абонентских номеров (услуги MNP) в Российской Федерации.

На очереди у нас рассмотрение бизнес-процесса возврата номерной ёмкости оператору связи (владельцу номерной ёмкости) в случае расторжения договора между абонентом и оператором-реципиентом.

Данный бизнес-процесс необходим в случае полного отказа абонента пользоваться услугами связи с использованием перенесённого номера телефона, в том числе при условии его блокировки и/или длительном отсутствии какой-либо активности.

Как правило, если оператор связи не наблюдает активностей со стороны абонентского номера телефона в течение нескольких месяцев (раньше у большинства операторов данный срок составлял примерно 6 месяцев, сейчас — около 3-х месяцев), то абонентский номер может быть признан неиспользуемым и попасть в так называемый «отстойник» оператора связи с целью его дальнейшей перерегистрации и перепродажи другому абоненту. Если всё это происходит на сети того оператора связи, которому абонентский номер принадлежал изначально (был выделен Федеральным агентством связи в составе ресурса нумерации), то оператор решает этот вопрос самостоятельно. Если же абонентский номер является перенесённым, тогда оператор-реципиент должен инициировать процесс возврата указанного номера через Центральную базу данных перенесённых номеров в сторону оператора — владельца номера (при этом оператор-донор (по предшествующему процессу переноса номера) как может быть владельцем номера, так может и не быть им, если, например, абонент переносил свой номер более одного раза между различными операторами связи).

Возврат номера

Описание процесса возврата номера

Договор между абонентом и оператором-реципиентом может быть расторгнут как по инициативе абонента (с оформлением соответствующего заявления), так и по инициативе оператора-реципиента. В срок до 10 рабочих дней с даты расторжения договора оператор-реципиент удаляет информацию о возвращаемом номере из своей сети (из HLR — домашнего регистра абонентов), а также формирует и направляет запрос о возвращении номера в Центральную базу.

Центральная база данных обрабатывает запрос оператора-реципиента, проверяет его на предмет корректности и анализирует возможность возврата номера, осуществляя в том числе следующие проверки:

  • Отсутствует ли активный процесс перенесения для данного номера (кроме наличия активного процесса погашения задолженности);
  • Является ли оператор-реципиент владельцем и/или держателем заданного(ых) диапазона(ов).

В случае выявления ошибки (например, запрос составлен некорректно или оператор-реципиент и так является владельцем абонентского номера) Центральная база уведомляет оператора об отмене возврата номера с указанием кода отказа. Процесс на этом терпит неудачу и завершается.

Если же проверки на стороне БДПН прошли успешно, то Центральная база отправляет подтверждение оператору-реципиенту о корректном получении запроса, передаёт соответствующее уведомление оператору — владельцу номерной ёмкости и добавляет номер в список возвращённых номеров.

Оператор — владелец номера получает информацию о возвращаемом номере (или группе номеров), удаляет соответствующие записи из своего SRF (Signalling Relay Function), после чего прописывает необходимые сведения на HLR.

Необходимо отметить, что если для возвращаемого номера телефона в БДПН зарегистрирован активный процесс погашения задолженности, то БДПН мгновенно завершает этот активный процесс со статусом «Завершён неуспешно» (и оповещением об этом в сторону оператора-донора и оператора-реципиента), поскольку держать процесс взыскания долгов активным становится бессмысленно (договор расторгнут). Процедура взыскания долга с абонента отдаётся полностью на откуп самому оператору связи уже за рамками взаимодействия с БДПН.

По завершении процесса возврата номера База данных уведомляет всех операторов подвижной радиотелефонной связи, внутризоновой, междугородной и международной связи, а также иных пользователей БДПН (операторов платёжных систем, контент-провайдеров и т.п.), о смене маршрута к возвращённому номеру. Операторы связи удаляют информацию о таких номерах из своих SRF.

На этом процесс возврата номера успешно завершается, номер(а) успешно возвращен(ы) владельцу номерной емкости.

Отдельно хотелось бы сказать, что, к большому сожалению, требование возвращать абонентский номер на данный момент чётко не прописано ни в одном действующем нормативном правовом акте. В Правилах оказания услуг телефонной связи, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 № 1342, слов про необходимость возврата номера вообще нет.

Некие положения прописаны в приказе Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19.01.2016 № 3 «Об утверждении Требований к порядку организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера», в частности в п. 4 Таблицы Приложения № 3 к приказу:

4. Возврат абонентских номеров оператору связи, которому абонентские номера были выделены  в установленном порядке в составе ресурса нумерации
4.1 Направление сообщения оператору базы данных о возврате абонентского номера оператору связи, которому выделен соответствующий ресурс нумерации Оператор-реципиент Не более 10 рабочих дней с момента освобождения абонентского номера в сети оператора-реципиента
4.2 Направление сообщения о возврате абонентского номера оператору подвижной связи, которому выделен соответствующий ресурс нумерации Оператор базы данных Не более 1 минуты с момента получения запроса на возврат ресурса нумерации
4.3 Изменение статуса возвращенного абонентского номера  и отправка сообщения всем операторам подвижной связи о  возврате абонентского номера в сеть оператора подвижной связи, которому выделен соответствующий ресурс нумерации Оператор базы данных Раз в 2 часа выгрузка информации о выполненных переносах (включая возвраты ресурса нумерации) — не позднее 2-й выгрузки с момента получения сообщения от оператора-реципиента
4.4 Изменение маршрутизации на сетях всех операторов связи, установивших взаимодействие своих информационных систем с базой данных Операторы связи Не более 2 часов с момента получения уведомления от оператора базы данных о выгрузке, указанной в предыдущем пункте

Однако видно, что в приказе прописана сама процедура возврата номера и указаны сроки отправки технологических сообщений, а вот чётких однозначных требований и условий, при которых данной процедуре необходимо следовать, не указано.

В связи с этим на практике некоторые операторы связи иногда могут начинать трактовать нормы НПА с выгодой для себя и заниматься перепродажей номера телефона другому абоненту, не возвращая его в сеть владельца ресурса нумерации. Особенно это касается «красивых» номеров. Более того, для «красивых» номеров даже придумываются некоторые изощрённые схемы «угона» их в сеть другого оператора связи с целью дальнейшей перепродажи по высоким ценам. О таких схемах мы постараемся рассказать в одной из следующих публикаций.

А пока завершаем своё повествование. Будем рады любой конструктивной критике!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.