Процесс возврата номера

Продолжаем публикации на тему переносимости абонентских номеров (услуги MNP) в Российской Федерации.

На очереди у нас рассмотрение бизнес-процесса возврата номерной ёмкости оператору связи (владельцу номерной ёмкости) в случае расторжения договора между абонентом и оператором-реципиентом.

Данный бизнес-процесс необходим в случае полного отказа абонента пользоваться услугами связи с использованием перенесённого номера телефона, в том числе при условии его блокировки и/или длительном отсутствии какой-либо активности.

Как правило, если оператор связи не наблюдает активностей со стороны абонентского номера телефона в течение нескольких месяцев (раньше у большинства операторов данный срок составлял примерно 6 месяцев, сейчас — около 3-х месяцев), то абонентский номер может быть признан неиспользуемым и попасть в так называемый «отстойник» оператора связи с целью его дальнейшей перерегистрации и перепродажи другому абоненту. Если всё это происходит на сети того оператора связи, которому абонентский номер принадлежал изначально (был выделен Федеральным агентством связи в составе ресурса нумерации), то оператор решает этот вопрос самостоятельно. Если же абонентский номер является перенесённым, тогда оператор-реципиент должен инициировать процесс возврата указанного номера через Центральную базу данных перенесённых номеров в сторону оператора — владельца номера (при этом оператор-донор (по предшествующему процессу переноса номера) как может быть владельцем номера, так может и не быть им, если, например, абонент переносил свой номер более одного раза между различными операторами связи).

Возврат номера

Описание процесса возврата номера

Договор между абонентом и оператором-реципиентом может быть расторгнут как по инициативе абонента (с оформлением соответствующего заявления), так и по инициативе оператора-реципиента. В срок до 10 рабочих дней с даты расторжения договора оператор-реципиент удаляет информацию о возвращаемом номере из своей сети (из HLR — домашнего регистра абонентов), а также формирует и направляет запрос о возвращении номера в Центральную базу.

Центральная база данных обрабатывает запрос оператора-реципиента, проверяет его на предмет корректности и анализирует возможность возврата номера, осуществляя в том числе следующие проверки:

  • Отсутствует ли активный процесс перенесения для данного номера (кроме наличия активного процесса погашения задолженности);
  • Является ли оператор-реципиент владельцем и/или держателем заданного(ых) диапазона(ов).

В случае выявления ошибки (например, запрос составлен некорректно или оператор-реципиент и так является владельцем абонентского номера) Центральная база уведомляет оператора об отмене возврата номера с указанием кода отказа. Процесс на этом терпит неудачу и завершается.

Если же проверки на стороне БДПН прошли успешно, то Центральная база отправляет подтверждение оператору-реципиенту о корректном получении запроса, передаёт соответствующее уведомление оператору — владельцу номерной ёмкости и добавляет номер в список возвращённых номеров.

Оператор — владелец номера получает информацию о возвращаемом номере (или группе номеров), удаляет соответствующие записи из своего SRF (Signalling Relay Function), после чего прописывает необходимые сведения на HLR.

Необходимо отметить, что если для возвращаемого номера телефона в БДПН зарегистрирован активный процесс погашения задолженности, то БДПН мгновенно завершает этот активный процесс со статусом «Завершён неуспешно» (и оповещением об этом в сторону оператора-донора и оператора-реципиента), поскольку держать процесс взыскания долгов активным становится бессмысленно (договор расторгнут). Процедура взыскания долга с абонента отдаётся полностью на откуп самому оператору связи уже за рамками взаимодействия с БДПН.

По завершении процесса возврата номера База данных уведомляет всех операторов подвижной радиотелефонной связи, внутризоновой, междугородной и международной связи, а также иных пользователей БДПН (операторов платёжных систем, контент-провайдеров и т.п.), о смене маршрута к возвращённому номеру. Операторы связи удаляют информацию о таких номерах из своих SRF.

На этом процесс возврата номера успешно завершается, номер(а) успешно возвращен(ы) владельцу номерной емкости.

Отдельно хотелось бы сказать, что, к большому сожалению, требование возвращать абонентский номер на данный момент чётко не прописано ни в одном действующем нормативном правовом акте. В Правилах оказания услуг телефонной связи, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 № 1342, слов про необходимость возврата номера вообще нет.

Некие положения прописаны в приказе Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19.01.2016 № 3 «Об утверждении Требований к порядку организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера», в частности в п. 4 Таблицы Приложения № 3 к приказу:

4. Возврат абонентских номеров оператору связи, которому абонентские номера были выделены  в установленном порядке в составе ресурса нумерации
4.1 Направление сообщения оператору базы данных о возврате абонентского номера оператору связи, которому выделен соответствующий ресурс нумерации Оператор-реципиент Не более 10 рабочих дней с момента освобождения абонентского номера в сети оператора-реципиента
4.2 Направление сообщения о возврате абонентского номера оператору подвижной связи, которому выделен соответствующий ресурс нумерации Оператор базы данных Не более 1 минуты с момента получения запроса на возврат ресурса нумерации
4.3 Изменение статуса возвращенного абонентского номера  и отправка сообщения всем операторам подвижной связи о  возврате абонентского номера в сеть оператора подвижной связи, которому выделен соответствующий ресурс нумерации Оператор базы данных Раз в 2 часа выгрузка информации о выполненных переносах (включая возвраты ресурса нумерации) — не позднее 2-й выгрузки с момента получения сообщения от оператора-реципиента
4.4 Изменение маршрутизации на сетях всех операторов связи, установивших взаимодействие своих информационных систем с базой данных Операторы связи Не более 2 часов с момента получения уведомления от оператора базы данных о выгрузке, указанной в предыдущем пункте

Однако видно, что в приказе прописана сама процедура возврата номера и указаны сроки отправки технологических сообщений, а вот чётких однозначных требований и условий, при которых данной процедуре необходимо следовать, не указано.

В связи с этим на практике некоторые операторы связи иногда могут начинать трактовать нормы НПА с выгодой для себя и заниматься перепродажей номера телефона другому абоненту, не возвращая его в сеть владельца ресурса нумерации. Особенно это касается «красивых» номеров. Более того, для «красивых» номеров даже придумываются некоторые изощрённые схемы «угона» их в сеть другого оператора связи с целью дальнейшей перепродажи по высоким ценам. О таких схемах мы постараемся рассказать в одной из следующих публикаций.

А пока завершаем своё повествование. Будем рады любой конструктивной критике!

Процесс возврата номера: 1 комментарий

  1. Эльмира

    Возможным приходиться узнать у оператора в какое дату и время год вернули тот или иной неиспользованный номер попричине

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.